Основные материалы о Бийском бизнес-инкубаторе

Завершение проекта и внедрение в бизнес-среду

«Завершение проекта» начинается не позднее, чем за полгода до завершения договора аренды нежилых помещений.

При выходе из бизнес-инкубатора малая компания должна иметь:

  • объем продаж, покрывающий текущие потребности малой компании (самоокупаемость);
  • постоянно действующую производственную площадку;
  • налаженные производственные процессы;
  • положительные отзывы потребителей продукции малой компании;
  • презентационный материал компании (сайт, буклеты, прайс-листы);
  • полностью укомплектованный штат необходимыми специалистами, с учетом текущих потребностей малой компании;
  • сформированную линейку продуктов;
  • сформированный бизнес-план малой компании на следующие 3-5 лет.

Процесс завершения проекта состоит из 3 взаимосвязанных между собой этапов:

  1. анализ рынка, проведение маркетинговых исследований;
  2. разработка нового бизнес-плана на последующие 3-5 лет, с учетом достигнутых результатов бизнес-плана на период инкубирования;
  3. формирование полного комплекта документов на производство продукции/услуги малой компании (описание продукта, техническая документация, договоры с поставщиками и покупателями, отзывы покупателей).

Анализ рынка

Цели изучения рынка концентрируются на двух главных моментах:

  • анализ ситуации внутри и вне предприятия, прогноз возможных изменений и на этой основе выработка управленческой стратегии;
  • поиск критериев для принятия управленческих решений, проверка и подтверждение гипотезы поведения предприятия на рынке.

Задачей изучения рынка должна быть не просто структура технологии изучения, а поиск методов для решения насущных для предприятия проблем.

Анализ рынка может осуществляться, как силами самой малой компании, если присутствуют специалисты в данной области, так и силами организаций-партнеров бизнес-инкубатора.

Разработка бизнес-плана

Разработка нового бизнес-плана на последующие 3-5 лет, с учетом достигнутых результатов бизнес-плана на период инкубирования, может быть осуществлена силами самой малой компании (Типовая структура бизнес-плана приведена в Описании процесса «Поиск и отбор проектов») или организацией партнером бизнес-инкубатора, при активном участии Менеджера проекта и руководства малой компании. Разработка бизнес-плана осуществляется в соответствии с полученными данными по анализу рынка.

Формирование комплекта документов

При выходе из бизнес-инкубатора малая компания должна иметь полностью сформированный комплект документов на производство продукции/услуги малой компании:

  • описание продукта, презентационный материал;
  • техническая документация на производство продукции/услуги (патенты, лицензии, сертификаты, разрешения, техническая документация на оборудование и др.);
  • действующие договоры с поставщиками и покупателями, отзывы покупателей;
  • документированное описание основных бизнес-процессов малой компании, включая должностные инструкции и положения о подразделениях.

Формированием комплекта документов занимаются сотрудники малой компании при активном участии Менеджера проекта.

Выращивание (инкубирование) малых компаний

Основными задачами этапа «Выращивания» являются:

  • формирование полноценной, обученной команды малой компании;
  • оформление интеллектуальной собственности на разработку, при необходимости;
  • привлечение инвестиций;
  • налаживание производственных процессов;
  • достижение объема продаж, необходимого для осуществления текущей деятельности компании (выход на самоокупаемость);
  • формирование маркетинговой стратегии по выводу продукции малой компании на рынок;
  • создание презентационного материала компании (сайт, буклеты, прайс-листы).

Для достижения поставленных задач на период выращивания необходимо:

1. Сформировать полноценную кадровую политику, основными направлениями которой являются:

  • прогнозирование создания новых рабочих мест с учетом внедрения новых технологий;
  • разработка программ развития персонала с целью решения текущих и будущих задач предприятия;
  • разработка мотивационных механизмов повышения заинтересованности и удовлетворенности трудом;
  • создание системы подбора и отбора персонала;
  • проведение маркетинговой деятельности в области персонала;
  • разработка системы мотивации персонала;
  • разработка социальных программ и т.д.

2. Привлечь инвестиции на весь период Выращивания.

Возможные источники финансирования следующие:

  • собственные средства участников;
  • привлечение инвестора (новый участник проекта — венчурные фонды, бизнес-ангелы);
  • стратегическое партнерство;
  • банковские кредиты;
  • программы государственной поддержки инновационной деятельности и малого предпринимательства (федеральный и региональный уровни);
  • зарубежные инвесторы и международные финансовые организации и фонды.

3. Наладить производственные процессы путем:

  • выстраивания взаимовыгодных отношений с поставщиками и потребителями;
  • формирования организационной структуры, распределение ответственностей и обязанностей между сотрудниками компании;
  • документирования основных бизнес-процессов малой компании;
  • другие мероприятия.

4. Сформировать маркетинговую стратегию по выводу продукции малой компании на рынок. Эффективная маркетинговая стратегия начинается с исследований.

Основные задачи, решаемые маркетинговыми исследованиями:

  • анализ конкурентной среды;
  • анализ рыночной конъюнктуры;
  • обоснование стратегий и программ;
  • оценка эффективности маркетинговых функций;
  • выявление мнений и предпочтений потребителей;
  • поддержка управленческих решений.
  • Объектами маркетинговых исследований могут выступать:
  • состояние и тенденции в развитии рынка;
  • состояние и тенденции в изменении конкурентной среды;
  • состояние и тенденции в развитии спроса;
  • возможности фирмы;
  • угрозы внешней среды.

Субъекты малого предпринимательства, размещенные в бизнес-инкубаторе, ежеквартально предоставляют отчет о результатах деятельности.

Адаптационный период

Задачей адаптационного этапа является оценка технической и организационной реализуемости проекта, а так же команды малой компании «в деле».

Длительность адаптационного периода составляет 6-7 месяцев.

Работа Менеджера начинается с разработки календарного плана работ на «Адаптационный период», который включает три этапа:

  1. определение совместно с владельцем малой компании цели на данный период, в соответствии с целями бизнес-плана. Определение результатов, которые должны быть достигнуты;
  2. мероприятия плана, направленные на достижения поставленных целей;
  3. перечень услуг организаций – партнеров, которые будут необходимы для выполнения мероприятий.

План оформляет владелец малой компании (с указанием сроков, ответственных и необходимых материальных ресурсов). В ходе Адаптационного периода Менеджер проекта и владелец компании несут ответственность за реализацию проекта, устанавливает сроки выполнения необходимых работ, в соответствии с планом. Менеджер отвечает за координацию оказания всех необходимых услуг организациями-партнерами.

Поиск и отбор малых компаний

Процесс поиска и отбора проектов состоит из 3-х основных этапов:

  1. поиск проектов малых компаний;
  2. конкурсный отбор;
  3. заключение договорных отношений.

Поиск проектов малых компаний

Поиск малых компаний для размещения на площадях бизнес-инкубатора:

  • участие в тематических конференциях и выставках;
  • размещение информации на собственном Интернет-портале и порталах Партнёрских организаций;
  • активное участие в мероприятиях Партнёрских организаций;
  • презентации деятельности для целевых аудиторий;
  • реклама в различных СМИ.

Потенциальный Резидент обращается в бизнес-инкубатор следующими способами:

  • телефонный звонок;
  • отправка запроса по электронной почте;
  • передача информации менеджеру бизнес-инкубатора при личном общении.

Менеджер бизнес-инкубатора, которому поступило обращение, разъясняет претенденту на участие в конкурсном отборе условия участия в конкурсе:

  • к участию в конкурсе допускаются субъекты малого предпринимательства, отнесенные к данной категории в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», претендующее на заключение договора и подавшее заявку на участие в конкурсе;
  • в бизнес-инкубаторе не допускается размещение субъектов малого предпринимательства, осуществляющих следующие основные виды деятельности, указанные в выписке из единого государственного реестра юридических лиц (для юридических лиц), выписке из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей): финансовые, страховые услуги; розничная/оптовая торговля; строительство, включая ремонтно-строительные работы; ; услуги адвокатов, нотариат; бытовые услуги, ремонт бытовых предметов; медицинские услуги; общественное питание; операции с недвижимостью, включая оказание посреднических услуг; производство подакцизных товаров, за исключением изготовления ювелирных изделий; добыча и реализация полезных ископаемых; игорный бизнес;
  • срок деятельности субъекта малого предпринимательства с момента государственной регистрации до момента подачи заявки на участие в конкурсе не должен превышать одного года;
  • вид деятельности субъекта малого предпринимательства должен соответствовать специализации бизнес-инкубатора.

Конкурсный отбор

Процесс отбора проектов малых компаний осуществляется в соответствии с «Положением о конкурсном отборе субъектов малого предпринимательства для предоставления нежилых помещений и оказания услуг в Алтайском и Бийском бизнес-инкубаторах», утвержденного Приказом Управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры от 24.06.2010 № 75.

При объявлении конкурсного отбора субъектов малого предпринимательства для предоставления нежилых помещений и оказания услуг в Бийском бизнес-инкубаторе сотрудник отдела развития инфраструктуры и поддержки предпринимательства отправляет Извещение о проведении конкурса всем потенциальным претендентам на участие в конкурсном отборе, указанных в базе данных.

Менеджер предоставляет консультации субъектам малого предпринимательства по оформлению конкурсной документации и формированию бизнес – плана.

Заключение договорных отношений

Порядок размещения победителей конкурсного отбора на площадях бизнес-инкубатора и оказания им услуг установлен в «Положении о конкурсном отборе». Непосредственное размещение осуществляется после подписания Договоров аренды нежилых помещений, являющихся краевой собственностью.